Актуальное
В Україні вводять нові правила для Telegram-блогерів: обов'язкова реєстрація та статус медіа
Ракетный удар по отельному комплексу
Ракетный удар уничтожил крупное предприятие в Запорожье
Еврокомиссия передаст Украине доходы от замороженных активов РФ
Нарастает недовольство работой ТЦК в Запорожье
В России арестован экс-командующий 58-й армией Иван Попов.
Проблемы с генерацией электроэнергии
Мешали работе ТЦК – отправились в СИЗО...
Грозит тюрьма? Что ждет уклонистов
«Германии нужны украинские медики»: беженцы по обе стороны больничной койки
Широківська ОТГ виділяє 54 млн на нову адмінбудівлю
У Запоріжжі викрили організаторів переправлення ухилянтів
" href="http://iskra-news.info/news/puls_goroda/13516-sbu-zatrimala-agenta-fsb-yakiy-vstanoviv-prihovan-vebkameri-na-dorogah-zaporzhzhya-schob-shpiguvati-za-kolonami-zsu.html"> СБУ затримала агента фсб, який встановив приховані вебкамери на дорогах Запоріжжя, щоб шпигувати за колонами ЗСУ
Погода в Запорожье
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Новости партнеров
E-mail Рассылка

Введите свой E-mail:

» » Запорожцы борются с ВИЧ/СПИД: Человек с ВИЧ – это, прежде всего, человек

Запорожцы борются с ВИЧ/СПИД: Человек с ВИЧ – это, прежде всего, человек
С 1987 года 1 декабря во всем мире отмечается Всемирный день борьбы со СПИД. Наиболее остро вопрос распространения ВИЧ-инфекции и заболевания ВИЧ/СПИД стал около 30 лет назад. Тогда же – в 1981 году – появилась первая научная статья о патогенной инфекции, разрушающей иммунитет живого организма. На сегодняшний день Украина находится на одном из первых мест в Европе по темпам распространения эпидемии ВИЧ/СПИД. Только по официальным данным, в Украине сейчас проживает 124 тысячи ВИЧ-инфицированных людей.

Как рассказали «РепортерUA» в Областном Обществе Красного Креста, Запорожская область на фоне других областей Украины выглядит не хуже в проблеме инфицированности ВИЧ.

– По статистике, мы сейчас где-то посерединке, – говорит заместитель председатель областной организации Общества Красного Креста Надежда Божок и приводит ту самую статистику:

«По состоянию на 1 июля, с 1987 года в Запорожской области ВИЧ заразилось 5633 человека (при этом от СПИД пострадало 1546 человек). За 6 месяцев этого года в Запорожской области зарегистрировали 254 ВИЧ-инфицированных, в том числе 48 человек заразилось при употреблении наркотиков, 149 – половым путем, 52 – от инфицированной матери, 5 – неизвестно. За 6 месяцев 2012 года от СПИД умерло 72 человека».

Накануне 1 декабря в офисе областной организации Красного Креста региона нам удалось пообщаться с ВИЧ-инфицированными запорожцами. В данном случае проблема заболеваемости ВИЧ/СПИД идет рука об руку с еще одной опасной болезнью — наркоманией.

27-летний запорожец Илья узнал, что он ВИЧ-инфицирован, в тюрьме, куда он трижды попадал за воровство и мошенничество. Как рассказал нам сам парень, заразился он, как и многие другие наркоманы, через «общий» шприц. Колоться начал еще «зеленым» — в 15 лет. О причинах, побудивших молодого человека пойти по кривой дорожке, Илья не может сказать определенно, ведь семья у него вполне благополучная: отец — вполне успешный предприниматель, мама — хорошая жена, любящая свою семью, в том числе и единственного сына. Парень предполагает, что пустое любопытство, глупость и «крутые» друзья, от которых тогда не хотелось отставать, подтолкнули его на те криминальные подвиги, что привели к наркозависимости, которая каждый день возвращала к той же воровской тропе, а после – к скитаниям по зонам.

– Я единственный сын в семье. Родители меня любили — не могу пожаловаться на плохое отношение, у меня было прекрасное детство. Правда, в юности я очень хотел мотоцикл, но дома мне так и сказали: «Ты у нас один, а мотоцикл — дело опасное, а потому его тебе не видать. Хотим, чтобы жив был». Позже компания парней показала мне гараж, где стоит крутой мотоцикл «Ямаха», и предложили украсть... Где-то в 15 я начал колоться — хотелось попробовать новых ощущений. Как и все наркоманы, я был уверен, что смогу контролировать процесс и пара раз не приведет к зависимости. К чему это привело – стало понятно позже. Наркоман — это больной человек, которому каждый день нужна доза («ширка», героин), а значит – ежедневно нужны деньги, – говорит Илья.

Илья узнал о том, что он инфицирован ВИЧ, в третий раз своего пребывания в тюрьме. Узнал и не поверил.

– Так получилось, что мне в тюрьме пришлось сдавать анализ, и я узнал, что ВИЧ-инфицирован. Я не поверил. Говорю им: «Я вас не считаю врачами. Вы здесь не врачи, а ветеринары». Подумал, что они мне ставят этот диагноз, чтобы меня психологически «уработать». Поверил в это только тогда, когда тюремщики подтвердили. Меня заставляли МЗП (малозаметное препятствие из колючей проволоки – авт.) крутить, а я им сказал, что не могу, потому что инфицирован. Они думали, что отлыниваю, но проверили и убедились. Только тогда, когда меня убрали с этой работы, я поверил. Это был шок, – говорит Илья.

Сейчас молодой человек на свободе. Проходит заместительную терапию. Имеет семью. Кстати, Рита познакомилась с ним, когда парень еще был за решеткой. Даже страшный диагноз ВИЧ не смутил молодую маму (у девушки есть 5-летний малыш), когда парень представился, как есть.

Одним из шансов избавления от наркотической зависимости или ее ослабления для жителей региона сегодня является действующая программа заместительной терапии. Это лечение, в ходе которого больным людям вместо инъекций наркотика сомнительного производства предлагают таблетированные препараты, отменяющие синдром зависимости и ломки. На 2009 год в 106 странах мира, где проводятся программы заместительной терапии, в них участвовало более миллиона пациентов.

– Когда приходят инвесторы, которые финансируют всякие программы помощи и реабилитации, они стараются выбрать самые проблемные области. Почему же на программу заместительной терапии выбрали нас? Потому что у нас до этого было сотрудничество с французским Красным Крестом — у нас была программа по снижению вреда инъекционного потребления наркотиков (обмен шприцев), — и они знали, что у нас есть крепкая, хорошая команда, хорошее взаимодействие с Областным центром профилактики и борьбы со СПИД (Центр интегрированной помощи больным СПИД), и сам Центр довольно прогрессивный и хорошо оснащенный. Он сейчас по уровню выше многих республиканских. Потому французский Красный Крест был очень заинтересован, чтобы на примере нашей области показать качественную работу этой программы, – рассказывает Надежда Божок.

Для того чтобы Запорожскую область в первую очередь внесли в список на получение заместительных препаратов, очень большую работу проделали партнеры.

Всего в Запорожской области действует 5 отделений по заместительной терапии для наркоманов — три в Запорожье, а также в Мелитополе и Бердянске. Для ВИЧ-позитивных больных в Запорожье открыт такой «сайт» на базе Центра СПИД. По словам специалистов, в Запорожской области нет проблем с тем, чтобы попасть под такую программу заместительной терапии — в ней могут участвовать все нуждающиеся, у которых есть к тому медицинские показания (они определяются врачебной комиссией при областном наркологическом диспансере). Данная программа сейчас финансируется Международным Глобальным фондом по борьбе с туберкулезом, малярией и ВИЧ/СПИД, но позже она ляжет на плечи государства.

Отметим, что заместительная терапия метадоном официально поддерживается Всемирной организацией здравоохранения, Управлением ООН по наркотикам и преступности (УООННП), Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) и определяется как один из наиболее эффективных методов лечения опиоидной зависимости.

ВИЧ-позитивные запорожцы, больные наркоманией, пробивающие себе путь к выздоровлению, также благодарны за такую программу.

– Мы очень давно ждали эту программу, которая многим помогла избавиться от наркотической зависимости. Вся Европа пользуется ею уже 30 лет. Мы же добились этого не так давно и говорим спасибо всем, кто сделал это возможным, – говорит 49-летний ВИЧ-позитивный Вадим. – При этом ни в коем случае не нужно путать наркотики, которые больные люди получают на улице, и препараты, которые принимаем мы. Да, какое-то время наркоман тоже зависим от этих препаратов, но он не выходит на улицу, чтобы раздобыть наркотики незаконным путем — это раз; таблетированный метадон не вызывает эйфории — это два, во сто крат уменьшается вероятность инфицирования опасными инфекциями через иглу – три; есть реальный шанс со временем отказаться и от него и вернуться к себе настоящему — независимому от наркотиков, – подчеркивает Вадим.

Как говорит Надежда Божок, на сегодняшний день в Украине очень высокие темпы прироста ВИЧ-позитивных больных. На этом фоне самой большой проблемой как для Запорожской области, так и для страны в целом остается тот факт, что крайне низок процент людей, обследованных на ВИЧ/СПИД; многие не знают о своем статусе.

– Как правило, люди узнают о том, что заражены ВИЧ, совершенно случайно. Например, проходя медкомиссию при трудоустройстве или при постановке на учет по беременности, проходя обследование по поводу сопутствующего заболевания и так далее. Показатель же тех, кто сознательно идет в больницу для того, чтобы обследоваться на ВИЧ/СПИД, по Украине всего 5%, а в Запорожской области – ниже 3%. Потому легко представить себе, какая зона риска вокруг нас: люди просто могут не знать, что они больны.

Самая молодая ВИЧ-инфицированная, с которой мы познакомились в Красном Кресте, — 23-летняя Вера, с которой мы познакомились в Красном Кресте, – колоться начала в 12. Как рассказала ведущий специалист Оксана Бекетова, Вера – сирота, жила с бабушкой, которой было несладко с нерадивой внучкой. Не осилив препятствия в воспитании юной наркоманки, бабушка сдалась и переехала на другую квартиру. Вера же осталась с друзьями, открывшими для нее прелести жизни под кайфом.

Сегодня девушка пытается бороться со своим недугом, посещая Центр СПИД и втупить в программу заместительной терапии. Там же она познакомилась с ВИЧ-позитивным 30-летним Володей, разделившим с ней и второй диагноз — наркомания. Вера надеется на лучшее, как и ее будущий муж Вова, но убеждена, что для спасения молодежи от наркомании и ВИЧ/СПИД в нашей стране и в городе недостаточно обстоятельного просвещения и красочного описания всех нюансов наркоманской жизни, а также опасности заразиться ВИЧ.

– Проблема в том, что тогда молодежи не рассказывали толково и много, что будет, если... Я считаю, что гораздо больше нужно говорить о наркомании и ее трагических последствиях, – говорит Вера, заразившаяся также от «коллективной иглы».

К сожалению, один из барьеров, препятствующих решению проблемы — это нетерпимое и некорректное отношение к ВИЧ-позитивным окружающих. Запорожцы, заразившиеся ВИЧ, говорят, что жизнь их катится под откос не только из-за самого заболевания, а зачастую по причине отторжения их той средой, в которой они до болезни более или менее нормально существовали. Так, от многих ВИЧ-инфицированных отворачиваются близкие, от них шарахаются во всех структурах, куда приходится обращаться и обнародовать свой диагноз — на этих людей смотрят в прямом смысле как на прокаженных. В обществе нет толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным, наряду с нормальной предосторожностью просвещенного человека.

– Когда мы ходим с профилактическими беседами в школы, я очень люблю показывать слайды с известными личностями, умершими от СПИДа. Это и Фредди Меркьюри, и Айзек Азимов, и Рудольф Нуриев, и Мейджик Джонсон и много других известных людей творческих, одаренных, подаривших миру массу позитива своим талантом. Мы ведь не перестаем восхищаться их талантом до сих пор! Значит, если видеть в человеке то, что он может дать позитивного, можно закрыть глаза на его недостатки, если они не стали преступным деянием? Мы в Обществе Красного Креста стараемся видеть в этих людях прежде всего больных, уязвимых людей, а не преступников, пока обратное не будет доказано в законном порядке. Человек — больной он или здоровый — прежде всего человек. Проводя всевозможные акции, мы работали над тем, чтобы сформировать это толерантное отношение, где в основе человек, а не его диагноз, – говорит заместитель председателя Общества Красного Креста.

Причиной заражения ВИЧ у 34-летнего Антона также стало пристрастие к наркотикам. Сейчас он участвует в программе заместительной терапии, рассчитывая на полное избавление от наркотической зависимости. Антон отмечает, что, несмотря на свой нездоровый образ жизни, все же весть о ВИЧ-инфицировании была для него как гром среди неба, хоть и не очень ясного.

– Меня как будто ударили молотком по голове. Я подумал, что это уже все и жизнь моя не имеет смысла, – говорит мужчина.

Но смысл нашелся, когда появилась надежда «завязать» с наркотиками и после встречи со второй половинкой Катей, являющейся подругой и по жизни, и по несчастью — Катя имеет тот же статус ВИЧ-позитивной и все еще зависит от наркотиков, но надеется в скором времени расстаться с этим заболеванием; она также проходит программу замещения легальными препаратами.

И Катя тоже одной из самых больших проблем больных ВИЧ/СПИД называет отталкивающее отношение в обществе, доходящее до абсурда, и критическое недоверие в семье.

– На сегодняшний день я очень жалею, что сказала маме о своем статусе. Она у меня почти слепая, потому не может почитать хорошую литературу об этом заболевании, не может узнать нюансы (в частности то, что ВИЧ не передается через посуду, через ванну, через рукопожатие, даже через поцелуи!). Мне же мама ни в чем не доверяет: перемывает всю посуду после меня, ванную по 20 раз моет с хлоркой после того, как я искупаюсь, даже к еде моей не прикасается. Антон принес несколько пакетов молока, так она у меня спрашивала, не проколотые ли они и не напустил ли он туда своей крови. Не нужно было ей говорить. Спокойнее бы жила и себя чувствовала, – говорит девушка.

Однако, специалисты знают, что на сегодня известны только три пути попадания вируса в организм человека: через кровь, при незащищенном сексе и от матери к ребенку при беременности и в родах.

О распространении ВИЧ через медицинский или косметический инструментарий специалисты говорят, что здесь опасность заразиться не так уж велика, но до 1% существует.

– Сейчас весь медперсонал ориентирован на то, чтобы любого пациента видеть как потенциально ВИЧ-инфицированного, то есть врач должен работать в перчатках, стерильным или одноразовым инструментом – и это не есть стигматизация или дискриминация, это сегодня показатель культуры медицинского работника. Точно так же должен действовать и пациент, не стесняясь требовать только одноразового инструментария при манипуляциях, стерильности рук и перчаток персонала. Например, приходя делать любую инъекцию, настаивайте, чтобы врач вскрывал шприц именно при вас. Ходите в проверенные косметические салоны, где после каждого клиента инструменты обрабатываются и так далее, – говорят специалисты Общества Красного Креста.

Кстати, Катя и Антон ждут ребенка, которому уже даже подобрали имя (Сонечка). Молодые родители не боятся рожать даже в таком статусе, поскольку узнали о том, что под наблюдением хороших медиков вероятность рождения здорового малыша составляет до 96%.

О рождении же детей от ВИЧ-позитивных родителей сотрудники Красного Креста говорят, что на сегодняшний день при правильном подходе к таким мамам в 98% случаев дети рождаются здоровыми.

– Лет 7 назад к нам приезжали канадцы именно по поводу рождения детей от ВИЧ-позитивных родителей. Они говорили, что у них риск заражения ребенка на тот момент был 4%. Для нас это была какая-то сказочная цифра, потому что у нас были неутешительные результаты — 40-60% детей у нас инфицировались. Оказывается, что если ВИЧ-позитивная мама забеременела, но вовремя стала на учет, вовремя начала принимать препараты антиретровирусной терапии (АРТ), то у ребенка риск инфицироваться снижается до 4-2%, – говорит Надежда Божок. То есть 98% детей могут родиться абсолютно здоровыми. Другое дело, что ВИЧ-инфицированной маме потребуются специальные роды (только кесарево сечение), однозначно отменяется кормление грудью, а также соблюдаются другие профилактические меры.

Впрочем, как мы видим из статистики, сейчас в Запорожской области, да и в Украине в целом прогрессирует половой путь передачи ВИЧ. Потому сотрудники Красного Креста, Центра СПИД и другие специалисты обращают пристальное внимание людей не только на пропаганду отказа от наркотиков, но и безопасного секса.

– Молодежь рано начинает практиковать половую жизнь, часто не думая, чем это может закончиться, если секс будет незащищенным. Именно с этой целью мы организовываем все наши мероприятия, чтобы объяснить молодежи, что среди обычных людей могут быть ВИЧ-инфицированные, которые не знают о своем статусе.

Среди проблем социализации ВИЧ-инфицированных запорожцев можно назвать и трудности с работой. Так, из десяти больных, с которыми нам довелось пообщаться, только трое на сегодняшний день работают.

Сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира. Этот день стал ежегодным событием в большинстве стран. Хотя 1 декабря определено как дата для проведения Дня, во многих сообществах организуется ряд мероприятий, проводимых в течение недель и дней до и после официального празднования. Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. В этом году девизом мероприятий ко дню 1 декабря является слоган «Красную ленточку носят неравнодушные!»

Категория: news, Пульс города | Просмотров: 1655 | Добавил: admin
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.